Наши самые светлые воспоминания о Черногории связаны именно с рафтингом. Еще сидя дома, мы для себя решили, что обязательно попробуем это приключение. Страсти подогревались еще и тем фактом, что каньон реки Тара - самый глубокий в Европе, его глубина достигает 1300 метров. Только Большой Каньон в Колорадо может с ним поспорить. Но мы справедливо рассудили, что в Америке побывать, может, и не доведется, поэтому, сколько бы не пришлось заплатить денег за сплав по реке Тара, ощущения этого стоят. Кроме того, нас ждали и другие впечатления, ведь нам надо было проехать практически через всю страну,
но не по оживленным дорогам, не по протоптанным туристическим тропам, а через глубинку.
Само собой, это самый что ни есть туристический объект, но туристов несравненно
меньше, чем на побережье. В общем, все увиденное нас очаровало! Но обо всем по-порядку.
Любая экскурсия начинается с приобретения билетов на саму экскурсию. Сделать это можно
в любом туристическом агенстве и отелях. Только стоимость услуг разная. Наиболее
часто предлагается этот тур за 80-85 евро, но если поискать, то можно найти гораздо
дешевле, например, мы обратились в Montenegro Express, и нам море приятных впечатлений обошлось всего
лишь в 65 евро! Дело в том, что сам рафтинг организовывается одной фирмой, а турагенства лишь перепродают эти услуги. Каждое по той цене, которую считает нужной.
Столь высокая цена на экскурсию объясняется тем, что от Будвы до места сплава надо
проехать около 200 километров, кроме того, на месте в ресторанчике туристов кормят завтраком и
обедом. Кстати, без этого всего можно спокойно обойтись, если вы со своим автомобилем.
Мы познакомились с директором агенства, которое организовывает рафтинг, Данилом Грубачем и
договорились с ним о том, что можем приехать сами на рафтинг в любое время и
сплавиться, конечно, совсем за другие деньги.
Ну вот, мы приобрели билеты и готовы к нашей экскурсии. Выезд назначается на очень
раннее время - на 6 утра по местному времени, ведь и на самом деле путь предстоит неблизкий.
Над Будвой еще висит ночь, а мы уже шагаем к агенству, где нас поджидает автобус. Но не подумайте, что в этот ранний час на улицах пусто. Оказывается, народ еще вовсю гуляет. Все кафе, рестораны (кроме дискотек) работают, там кушают и пьют люди. Ночи для отдыха недостаточно. А еще ночью выполняется уход за городом - подметаются улицы, увозится мусор, поливаются газоны и пальмы.
Наконец мы подошли к Montenegro Express. Оказывается, нас ждет не автобус с
кондиционером, как утверждает реклама. Дело в том, что группы стараются формировать
в соответствии с языком общения туристов. Конечно, русскоязычных экстремалов в Черногории не больно много попадается , поэтому сплав с русскоязычным гидом организовывается только раз в
неделю - в четверг, поэтому именно тогда собираются желающие со всего побережья. Ведь
сплав на рафте - занятие непростое, тут работает каждый член команды, и от слаженности
работы каждого зависит то, получится ли пройти очередной порог.
На этот раз в Будве и ее окрестностях набралось только семь человек. Как раз для
микроавтобуса, который нас и ждал. Новенький Ситроен Джампер с водителем Васко за
рулем. И самое главное - в машине нас ждала наш гид - Душица, с которой мы
впоследствии довольно тесно подружились. Нашими попутчиками и товарищами на целый день
оказались россияне, жители Санкт-Петербурга. Автомобиль, весело урча двигателем, пустился
наматывать километры на одометр, неся нас ближе и ближе к нашей цели. Путь наш лежал мимо
бывшей столицы Цетинье к теперешней столице Подгорица. Фактически мы снова поднимались по
перевалу, по которому прибыли на побережье. Не скрою, необходимость снова оказаться на
этой горной дороге угнетала нас всю неделю, предшествующую нашей поездке, даже опасности
самого рафтинга не производили на нас такого впечатления. Однако на практике оказалось,
что во второй раз дорога уже не столь страшна, точнее, вообще не страшна! Мы думали
только о красотах, которые мы видим из окошек автобуса, а также предвкушали то
удовольствие, которое вскоре должны были получить. И были правы! Наш гид Душица
всю дорогу рассказывала нам о достопримечательностях, которые мы имели
возможность наблюдать, знакомила нас с историей Черногории.
А здесь было о чем рассказать. Дальнейшая дорога проходила мимо
сокровищницы черногорского народа -
горы Ловчен,
на которой располагается мавзолей национального героя Петра Негоша. Поскольку мы
за все время так и не успели посетить эту очень важную достопримечательность, то
хотя бы увидели ее своими глазами, пусть и издалека. Далее мы миновали еще
один важный туристический объект -
Скадарское озеро. Конечно, его мы тоже не смогли рассмотреть в деталях, но в утренней дымке вполне отчетливо разглядели систему островов и проливов, кои и составляют озеро. А потом шоссе спустилось с гор в долину и вскоре проникло в столицу. Сама столица не представляет собой ничего особенного. Хоть город и имеет большую историю, уходящую корнями еще к древним грекам, старинной архитектуры никакой не сохранилось - город был основательно разрушен во время Второй Мировой. То, что получилось после его реконструкции, глаз совсем не радует, к сожалению. Зато здесь начинается узкая долина зажатой между высоких гор реки Зета. Это одна из немногих зон сельского хозяйства страны.
Подгорицу мы минуем без остановки и направляемся на северо-запад, к границе
с Боснией и Герцоговиной. Путь лежит через второй по величине город Черногории -
Никшич. Здесь мы делаем небольшой привал, чтобы выпить чашечку кофе и приободриться.
Здесь существенно холодней, ведь мы среди гор. Сам Никшич, как и Подгорица, в
качестве города ничем не примечательный. Еще бросается в глаза бедность. Вообще
Черногорию можно условно разделить на две части. Прибрежная часть выглядит
фешенебельно, хотя, по большому счету, еще только отстраивается после времен
социализма и последующих военных действий. Горы отделяют эту часть от континентальной,
которая является гораздо бедней. Сразу видно, где лучше всего развивается
бизнес. Местность эта примечательна еще одним инженерным сооружением. Речь
идет о гидроэлектростанции, приводимой в действие водами двух речек. Одна из них
протекает долиннее, на ней и расположена сама ГЭС. А всего в нескольких километрах,
но гораздо выше протекает Зета, которую перегородили плотиной и по трубам
направили воду на электростанцию.
Взбодренные кофеином, мы трогаем дальше. А пейзажи дальше становятся красивее и красивее! Издали мы можем наблюдать еще одно чудо -
монастырь Острог. На самом деле чудо, потому что среди гор, прямо в скале, виднеется белое здание - даже и не верится в реальность этого видения. Постепенно виды за окном становятся все гористее и гористее, но это не пугает, а восхищает. Потому что горы здесь не в виде мертвых скал, а покрытые буйной растительностью. Дело в том, что климат здесь существенно отличается от прибрежного, прежде всего тем, что здесь выпадает огромное количество осадков. И вскоре нашим взорам открывается река Пива! Здесь расположены одни из самых красивых мест, которые мы видели в Черногории. Реку здесь перегородили плотинами и построили гидроэлектростанцию. Сама река в этом месте образует довольно большое озеро, которое называют Пивский глаз и выглядит он очень живописно. Глубина воды огромная, ведь река зажата в узкой долине гор и ей
некуда деваться. Поэтому река имеет интенсивный голубой цвет, невообразимо красиво сочитающийся
с голубизной скал и зеленью высокогорных неприступных лесов. Эта картина настолько
поразила наше воображение, что я бы посоветовал всем туристам полюбоваться ею,
ведь Черногория - не столько пляжи и море, а прежде всего, горная страна. Эту
фотографию я разместил на заглавной странице сайта, имея в виду, что это и есть
главный черногорский пейзаж, своего рода символ страны.
Дорога окончательно забрела в горы, точнее, это уже и не дорога, а сплошное
инженерное сооружение. Представьте себе узкий и чрезвычайно глубокий каньон,
по которому течет речка. А по ее берегу в скале вырублена дорога, которая то и
дело ныряет в тоннельчики, которых здесь несметное количество. Лично я даже и
не могу себе представить, как было возможно вообще построить! У нас и по чистому
полю дорогу нормальную не могут создать, а здесь все пространство отвоевано у непокорных
скал. На фотографиях, которые мы сделали с этой дороги, вы увидите очень высокие горы,
очень глубокий каньон, местами больше километра, на дне маленькая речушка
(вовсе не маленькая, просто маштабы такие), а между ними проходит дорога, но ее не
видно, настолько она вгрызлась в гору, зато с одной стороны отвесной стены на
другую переброшен мостик, мостик через бездну. Мост выглядит узеньким и хрупким.
И не только на фотографии. Когда едешь по нему, чувствуешь себя за пределами реальности,
даже теряешь ощущение собственного тела, настолько ненадежной кажется эта опора!
Нигде еще мне не удавалось получить таких ощущений, хотя, казалось бы, мы сами
живем в горах и нам не привыкать.
Тем временем мы проехали городок Шчепан Поле и оказались на месте. А место это находится
на границе между Черногорией и Боснией и Герцоговиной.
Историческая справка. На самом деле государства
такого уже не существует. Эта республика, в которой когда-то Броз Тито изолировал мусульман и христиан, в результате так называемого Боснийского кризиса 1992-1995 годов, по Дейтонским соглашениям 1995, разделена на два автономных образования: Сербскую республику со столицей в городе Пале и мусульмано-хорватскую Республику Краина со столицей в городе Сараево.
Сама река Тара большей частью протекает по территории Черногории, но в нижнем
течении служит естественной границей между этими странами, протекая по нейтральной
полосе. И нам еще придется пересекать контрольно-пропускной пункт.
Но вначале мы покинули наш Ситроен и выгрузились на берегу Тары. Здесь расположен
ресторанчик, в котором нас ждет завтрак. И очень вовремя, ведь позади осталось
две сотни километров и на всем этом расстоянии мы маковой росинки во рту не держали.
Меню было выдержано в этническом стиле - пршут, кайнак. Мы получили моральное
удовольствие и утолили голод. В это время к нам подкатили те самые легендарные
джипы, о которых упоминают все путеводители и которые с улыбкой вспоминаются в
каждом отзыве, которые я читал в Интернете. Они на самом деле не могут оставить
никого равнодушными. Столь старой, допотопной техники я еще не встречал. Но в каких-то
отзывах было написано, что зачем ругать заслуженную технику, если она прекрасно
справляется с возложенной задачей. Ведь в самом деле, эти славные машинки
очень даже неплохо трудятся, грех на них жаловаться. Правда, и работы у них не больно
много. Дело в том, что само место, куда мы приехали, является точкой окончания
сплава, здесь заканчивается река Тара, сливаясь с рекой Пива и образуя реку Дрина.
А сплав начинается на 18 километров выше по течению. Таким образом,
рафтинг осуществляется на последних 18 километрах реки Тара и даже фактически не
в самой Черногории, а по нейтральной полосе с сопредельной страной.
К сожалению, лично нам джипов не досталось, поскольку за нами приехала еще одна,
но уже побольше группа туристов из России. Нам достался вполне тривиальный
Wolkswagen Transporter, тем самым мы доказали, что и самый обычный автомобиль
способен выполнить свою задачу по доставке людей к месту старта. Итак, мы заняли свои места
в народном автомобиле и двинули в путь. Сразу дорогу нам преградил пограничный
шлагбаум. К счастью, в Европе иное отношение к границам - мы даже без паспортов
покинули территорию страны, в качестве документа только написав список присутствующих,
в котором главным было наше количество, а остальная информация никого даже не интересовала
! Мы приготовились смотреть в окошко, потому что дорога наша
проходила по очень живописным местам. Тара в этой местности течет в глубоком каньоне,
глубиной, правда, не 1300 метров, как в верхней части реки,
но и так немало. Здесь отвесные скалы чередуются со склонами чуть меньшей крутизны,
и в таких местах растет лес, так что проезжая совсем рядом с рекой, мы ее практически
и не видели. Зрелище нас просто завораживало. Таким образом, мы проехали минут
сорок, пока не добрались до крайней точки, куда мог доехать автомобиль. Дальше мы
пошли пешком, но оказалось, что идти надо было всего пару минут, потому что
дорога спустилась прямо к реке, где уже плавали привязанные к деревьям рафты, а рядом
стояли рафтеры - наши будущие инструктора. Тут же лежала сложенной экипировка -
гидрокостюмы и специальные сапожки. Их подошва сделана из материала, не скользящего
на мокрых поверхностях. А гидрокостюмы даже при полном погружении в воду
почти не промокали, а когда промокали, то по-прежнему сохраняли тепло. Впоследствии стало
ясно, что эти вещи нам очень пригодятся, но пока мы лишь смотрели на тихую
с первого взгляда речку и предвкушали грядущее удовольствие. Страха за будущее
не ощущали, казалось, нам предстоит тихая прогулка на надувном плоту. Как же мы ошибались!
Мы по-прежнему стояли на берегу и ждали, пока подъедут россияне из Р-Турс,
а они опаздывали. Наконец послышалось гудение двигателей и появились джипы, из
которых вывалился сонм туристов, причем существенная их часть была мертвецки
пьяной! Хорошая подготовка к экстриму. Немного стыдно за братьев-славян. Наконец мы
получили команду грузится в рафт. На нашем плоту оказалось семеро туристов,
Душица и рафтер. На самом деле сплав оказался не столь уже и простым,
по крайней мере, поработать пришлось до седьмого пота! Четверо из нас получили
в руки по веслу, а сзади кормчим подрабатывал наш инструктор. И вот мы подплыли к первому
порогу. Только мы его увидели, сразу поняли, что ввязались не в свое дело.
Река только на первый взгляд узенькая и меленькая. На самом деле, зажатая узким
ущельем, она несла в своей толще огромные массы воды, которые на порогах
так страшно бурлили, что казалось, будто это наши последние мгновения жизни.
Создавалось впечатление, что это не река, а гигантская стиральная доска, по
поверхности которой мы скользим. А глубина этих волн достигает метра! Я работал
на носу рафта и всегда приходилось принимать удар стихии первым. Нос то взлетал
на гребне одной волны, то сваливался с ее вершины в бездну, при этом брызги летели
на нас с такой скоростью, что грозили смыть за борт. Да и вообще, устоять было
невозможно, речь даже не шла о том, чтобы сидеть, мы подпрыгивали в такт
взлетам и падениям нашего утлого суденышка. Для этого специально через
все днище была протянута веревка, под которую нужно було засовывать ноги,
это была единственная опора для нашего тела. Второй опорой было весло, гребущий
должен был налегать на него всей массой своего тела, как бы упираясь на воду.
В общем, первый перекат произвел на меня неизгладимое впечатление!
Мало-помалу наш сплав вошел в свое русло. Оказалось, что если правильно
все делать, то плот не перевернется ни при каких обстоятельствах. Стресс
на каждом пороге становился все меньше и меньше. Зато удовольствие от процесса
становилось все больше и больше. На тихих участках реки мне даже удавалось
вести съемки видео- и фотокамерой. Поэтому на фотографиях можно увидеть только
совершенно спокойную безопасную реку. А еще на снимках обратите внимание на природу.
Не поддается перу описать все это. Горы, точнее отвесные скалы с непреодолимыми
зарослями, пороги с бурлящей водой, тихие плеса с кристально чистой водой.
Когда смотришь за борт, кажется, что очень мелко. Но это не так, просто вода очень
чистая, а глубина на самом деле метра три, хотя кажется, что сейчас веслом достанешь
дно. Вода очень холодная, мы купались в ней. Несмотря на то, что мы находимся
на Средиземноморье, вода в реке горная и этим все сказано.
Вот так и протекло наше путешествие по Таре. Нам очень понравилось, мы
буквально загорелись этим новым для себя спортом. А настоящие приключения можно
получить весной, когда талые воды устремляются в узкие горные долины. Тогда это расстояние
рафт преодолевает минут за 40, а теперь мы плыли часа три! Вот это стоящий экстрим!
Когда впереди показалась бурлящая Пива мы высадились на берег. Переоделись в свою одежду
и сели, наконец, в легендарный джип, который доставил нас к нашему ресторанчику.
Здесь нас ждал обед, снова в народном стиле. И вовремя, потому что выпавшие на нашу
долю испытания вымотали нас основательно. Полные желудки поспособствовали тому, что
наши впечатления окончательно закрепились в положительном свете, мы завязали
знакомство с директором агенства "Taratour" Грубачем Данило.
С Душицей у нас вообще завязались дружеские отношения и, так получилось, что Ира
через пару недель снова посетила Черногорию, где она часто встречалась с Душицей и даже
с Данило.