PACKAN.narod.ru
Главная страница Пацкан
Черногория Краков
Румыния Мой юбилей

 Найти:
на packan.narod.ru
на Народ.Ру
на Яндексе
Искать!

Домашняя страница
Официоз
История страны
Вступительное слово
Дорога
Будва
Экскурсии
Рафтинг
Монастырь Острог
Побережье
Антиреклама турфирм
Фотогалерея
Участники
Карты
Карта вин
Пиво в Черногории
E-mail
Гостевая книга
Герб Черногории
Флаг Черногории
Мой ICQ UIN


257472129

Дорога
1. Украина
2. Венгрия
3. Сербия
4. Черногория
Итак, путь-дорога! Темная ночь. 4.30 утра. Тысяча километров непознанного. Тысяча километров опасностей, лишений, труда и жары. Тысяча километров дорог, пропастей, мостов, тоннелей. Но зато какой приз нас ожидал в конце этой дороги! Просто немыслимо! Мы ждем чего-то подобного, но еще точно не знаем, чего именно. Нас сильно пугали самой дорогой. Очевидцы утверждали, что такого страха натерпелись, что никогда более не рискнут приехать в этот горный край. И крутили палец у виска, когда слышали, что мы добровольно идем на подобный риск. В таких условиях мы собирались в путь. На это надо было решиться! И это решение нам далось, хоть не скажу, что легко и быстро. Но мы решили, что раз все так отговаривают, то все получится просто великолепно.

Итак, путь дорога! Темная ночь. 4.30 утра. Как было сказано, нас, единомышленников, собравшихся покорить непокорные Черные Горы, вызвалось 9 человек, которые разместились в 3 автомобилях. Место встречи назначено на выезде из города. В назначенное время все три авто начали автопробег Ужгород-Будва. На этой карте вы можете проследить наш маршрут. Особенность расположения Закарпатской области в том, что это самая западная область Украины, к тому же имеющая границы с четырьмя европейскими странами. Самый ближайший пункт перехода находится прямо в административном центре Закарпатья - городе Ужгороде! Просто проехав его окраину вы можете оказаться на словацкой границе. Но сегодняшний наш путь лежит не через Словацкую республику, а Венгрию. Поэтому путь наш длиннее - до границы целых 25 км! Естественно, не успели мы и глазом моргнуть, как уже были в городе Чоп, думаю, это название известно всем жителям бывшего Советского Союза. Здесь последняя дозаправка, ведь дальше топливо будет существенно дороже. Наш автомобиль оборудован дизельной силовой установкой, поэтому мы рассчитываем существенно сэкономить. На Украине на тот момент цена дизельного топлива составляла 1,5 гривень, что в пересчете на евро составляет 25 центов. В Венгрии цена несколько иная - около 1 евро! По этой стране нам необходимо преодолеть 340 км, поэтому дозаправка топливом по такой неимоверной цене в наши планы не входит, ведь запас хода на полном баке на нашем автомобиле составляет около 850 км.

И вот, мы прибыли в Чоп. В нашей стране произошли некоторые изменения функционирования пунктов пропуска на границе. Чтобы сделать процесс прохождения таможни более комфортным, а также чтобы приблизить работу таможенников и пограничников к европейским стандартам, Гостаможслужба Украины и Госкомитет по охране государственной границы издали совместный документ. Приказ N 299/344 от 21.05.03 г. называется "Об упрощении технологии осуществления пограничного и таможенного контроля". Суть новшества в том, что с 15 июня 2003 года на всех пунктах пропуска через государственную границу Украины, где есть три и больше полосы для проезда автомобилей в одном направлении, выделены отдельные полосы движения, так называемые "зеленые коридоры", которые используются для упрощенного контроля физических лиц, их имущества и товаров, не подлежащих письменному декларированию и налогообложению. Согласно приказу подразделения пограничной службы и таможни должны проводить контроль совместно. Транспортное средство, проезжающее пропускной пункт, должно остановиться только один раз, а пассажиры и водитель не должны при этом выходить из машины (то же касается и автобусов). Время, за которое автомобиль с тремя пассажирами должен быть досмотрен, не должно превышать 2 минуты, а автобус - 20 минут.

Скажу откровенно, все эти новшества - полнейшая фикция (ничего иного мы и не ожидали)! При подъезде к границе уже начинается очередь, правда, еще "божеской" длины. Даже нигде нет знака, что данная полоса предназначена для обычного движения, а эта - и есть преславутый "зеленый коридор", а ведь это разные вещи, в первом случае я должен декларировать перевозимые вещи, а во втором рассчитывать на формальное прохождение контроля. К слову, на остальных границах ясно было обозначено полосу, на которую нам надо ехать. Попав на саму таможню, мы поняли, что двумя минутами нам никак не ограничиться, автобусу, например, для этого требуется до двух часов! Таможня и погранцы по своему обыкновению сонны (в любое время суток) и особого рвения к службе не выказывают. Естественно, всех нас попросили выйти из машины, где такое виданно, чтобы чиновник сам поднял свой зад, а в данном случае повернул свою драгоценную голову и заглянул в салон!) Забегая вперед, скажу, что на обратном пути украинский пограничник женского пола вообще заявила мне, что если я, стоя перед ее будкой, буду подпирать голову руками (а перед этим я проехал за рулем 1000 км), то она меня не узнает на фотографии в паспорте! Манеры нащих чиновников очень соответствуют местоположению нашей страны в центре Европы! А ведь это лицо государства. Это первый человек, всторечающий гостей на въезде. Если кто и питал какие-то иллюзии относительно Украины, то первая встреча поможет ему настроится на соответствующий лад.

Честно говоря, грех жаловаться на то, как мы миновали границу, ведь час времени - это еще повезло. Если же вам "повезет" попасть на день, когда работает "особая" смена, то можете простоять в очереди всю ночь. Хорош "зеленый коридор", не правда ли? Ведь очереди в Чопе две - одна для "лохов", а вторая и есть "зеленый коридор", зеленый потому что за убыстрение прохождения проверки нужно заинтерессовать чиновника "зеленью". А если у вас патологически выраженная честность, то настройтесь на длительный отдых.

С горем пополам мы оказались в Венгерской республике. Это одна из наиболее развитых постсоциалистических стран. Дороги здесь ровные, ухоженные, просто идеальные с точки зрения украинца. Соответственно, и никаких знаменательных событий с нами здесь не произошло. 340 километров пролетели незаметно, как для нас, так и для наших топливных баков. Позади остались венгерские города Ниредьхаза, Деберецен, Сегед. И вот мы в Томпе, на югославской границе. Здесь мы столкнулись с досадной неприятностью - на границе очередь на несколько километров. Сама таможня очень странная - венгерская сторона отстроила новую рядом со старой таким образом, что выезд из нее уже представлял собой автобан, который потом вливался в бан на Београд. А сербы стормозили и ничего не сделали. Поэтому на нейтральной территории дорога делает замысловатый зигзаг и как-будто бы возвращается назад, а на самом деле идет к старой таможне. Но не это самое страшное. Хоть югославы работают вроде активно, но у них всего две полосы движения, а автомобилей огромное множество. Итог такой, что мы провели под палящим июльским солнцем три часа, двигаясь со скоростью божьей коровки. Пуск двигателя - проехали на длину одного автомобиля - заглушили двигатель на несколько минут. И так несметное число раз. Для разнообразия некоторое время толкали машину. В итоге в Сербию заехали весьма измочаленными, как будто проехали всю дорогу. А на самом деле все еще было впереди.

Теперь чуть-чуть официальной информации. Страна, куда мы едем, называется Государственное сообщество Сербии и Черногории - это обломки некогда великой страны Югославия, страны "капиталистического социализма", не побоявшейся некогда вести самостоятельную от "великого брата", политику. В те времена это государство именовалось Социалистическая Федеративная Руспублика Югославия (СФРЮ) и представляло собой федерацию 6 республик: Боснии и Герцоговины, Македонии, Сербии (в ее составе автономные края Воеводина и Косово), Словении, Хорватии и Черногории. Впоследствии после распада все эти страны стали независимыми, только Сербия и Черногория продолжают совместный путь, хотя последняя и мечтала бы видеть себя тоже независимой.

Таким образом, мы оказались в Сербии в населенном пункте с венгерским названием Хоргош. Дело в том, что эти земли принадлежали к Автро-Венгенрской империи, поэтому здесь встречается много венгров, а их язык здесь в активном ходу. Дальше наш путь лежит на город Нови Сад. От границы туда ведет недостроенный автобан (и далее к столице Београду). Дорога хоть и недостроенная, но платная, и проезд стоит довольно недешево. К счастью, перед отъездом я встречался с водителем микроавтобуса, который в частном порядке возит туристов (летом) и рабочих на заработки (весь сезон). Путь к Будве он проделывал не один раз, поэтому дал множество очень дельных советов. За это ему огромная благодарность, он грамотно проложил наш маршрут, сберег нам много денег, предупредил о всех сложностях, ждущих нас в дороге. В том числе и уберег от ненужных расходов на платные дороги. Таким образом, мы проехали абсолютно бесплатно, а во времени почти ничего не потеряли.

Надо сказать, что как только покидаешь Венгрию и попадаешь в Сербию, становится очень заметной разница в уровне жизни. Беднее Сербии выглядит, пожалуй, только Украина. Дороги узкие, петляющие, покрытие далеко от ровного (в нашей стране еще дополнительно встречаются огромные ямы, где спокойно можно оставить ходовую часть автомобиля, если влететь в нее на порядочной скорости). А еще в Югославии очень много полиции, которая контролирует прежде всего скоростной режим (и штрафы о-го-го!). К чести местных водителей надо заметить, что о засаде на дороге всегда заблаговременно предупреждают переключением дальнего-ближнего света фар.

Понемногу подобрались к Нови Саду. Это довольно большой город, известный советским людям тем, что в предвоенные годы сюда ездили челноки. В Югославии тогда бушевала инфляция, а Советский Союз доживал последние годы, но еще обменивал рубли на доллары по весьма приятному курсу, так что можно было за сотню "деревянных" загрузить товаром легковой автомобиль под самую завязку. А потом грянула война. Американцы бомбили и обстреливали с кораблей сербские города, в том числе пострадали Белград и Нови Сад. В последнем и сейчас еще видны следы войны, хоть прошло уже четыре года. Например, мост через Дунай, по которому едет транзитный транспорт, уничтожен, а вместо него воздвигнут весьма необычный временный. Прикол в том, что он весьма узкий - только для одностороннего движения. Нои это еще не все: по этому же мосту форсируют реку и поезда! Выглядит все это следующим образом: на обоих берегах стоят светофоры, которые пропускают минут по 10 транспорт то в одну, то в обратную сторону. А если прибудет железнодорожный состав, то светофоры перекрывают автомобильное движение полностью, а поезд движется по мосту. Таким образом, это уникальная ситуация, когда мы на автомобиле ехали по железнодорожным путям по железнодорожному мосту!

Нови Сад располагается примерно на половине пути до Будвы. И сразу за городом начался первый перевал через массив Фруска Гора. Правда, перевал не очень высокий, но мы помнили, что впереди нас ждут не кренделя. Первая разминка прошла удачно и мы были готовы к дальнейшим подвигам! Правда, скоро снова началась долина. Мы пересекли речку Сава. Автомобилистам знакомо это название, поскольку наверняка им приходилось сталкиваться с атопокрышками с товарным знаком "Сава". Так вот, их производят в Сербии, а название свое получили от названия реки.

Потихоньку день клонился к закату, хоть километраж оставался незначительным. Дело существенно осложнялось тем, что Коля с Беатой время от времени то пропускали нужный поворот, то поворачивали не туда, за городом Шабац они так рванули в неправильном направлении, что мы их догоняли целых 10 километров. В результате мы были уставшими, было поздно, а значительная часть пути оставалась впереди. И эта часть пути была самой сложной, ею нас и пугали так долго. Словом, естественно встал вопрос о ночлеге. К сожалению, дорожная инфраструктура Сербии оставляет желать лучшего. Мы проезжали в поиске мотеля или готеля населенный пункт за населенным пунктом и везде нам одинаково отвечали, что у нас мотеля нет, а через 30 (50, 80) километров будет точно. Но так и не было. Иногда встречались отели, но довольно фешенебельные. Например, в городе Вальево был "Grand Hotel" **** и он вполне этому соответствовал, но стоимость номера на двоих составляла около 40 Евро, что было несколько больше той суммы, которую мы согласились бы заплатить. В других городах бывали готели и попроще, но за те же деньги. Все усложнялось еще тем, что эта область гуляла на недельном празднестве "Чабанские Дни", все улицы заполночь были заполнены веселящимися толпами людей, громко играли оркестры. А мы рыскали среди всего этого праздника жизни в поиках ночлега. В каждом таком городе мы теряли по 30-60 минут. Уже и ночь близилась к концу, поэтому мы решили прекратить это безобразие и разбили лагерь прямо в лесу, немножко съехав с дороги.

Собственно говоря, все ночевали в автомобилях, только я решил провести остаток ночи на свежем воздухе. А воздух был горным и действительно свежим. Но меня это нисколько не пугало, потому что я постелил на землю сразу три каремата (это специальные подстилки для туристов с легкого теплоизоляционного материала), а сам забрался в спальный мешок. Спальник я специально приобрел перед поездкой, и он меня не подвел, могу и вам порекомендовать. Он у меня чешского производства фирмы Hannah модель Dakkar. В его спецификации указано, что максимальная температура, при которой его можно использовать, составляет +25°, комфорт +6°, экстрим -1°. Такого экстрима не было, поэтому спал я вполне комфортно. Если вы хотите комфорта, можете и себе заказать спальный мешок (а также палатки, горные велосипеды, горные лыжи, сноуборды, парапланы и другие туристические вещи) здесь, либо по e-mail: funcarver@extreme.com.ua. Если же вы хотите только взять напрокат снаряжение или поучаствовать в каком-либо туристическом походе по Закарпатью, смело идите сюда: www.turkul.com.

Перед тем произошло еще одно знаменательное событие. Когда мы преодолевали один из перевалов, а первой машиной была Пашина, ему попался на дороге всего несколько минут назад сбитый кем-то барсук, еще совсем теплый. Здесь надо сделать отступление, что Паша является одновременно доктором ветеринарной медицины и заядлым охотником. Он, увидев на дороге животное, тут же остановился, проверил пульс и бросил его в багажник. На следующей остановке он нам объявил, что в Будве приготовит прекрасный бограш-гуляш, это такое венгерское национальное блюдо. Еще он сказал, что барсук весьма упитан для данного сезона. А шкурку можно засолить, а дома выработать. К сожалению, нам на следующий день еще оставалось очень долго ехать по жаре к морю, поэтому барсука пришлось оставить на месте ночевки, предварительно с ним сфотографировавшись. Кроме того, чтобы приготовить какое-либо блюдо из мяса животного, нужно произвести определенные ветеринарные анализы, а именно проверить на трихинелез (это такой паразит), а для этого требовался микроскоп. Иначе мясо употреблять в пищу очень опасно.

Наконец, наступило утро. Мы успели поспать около 3 часов, чего было вполне достаточно. Оказалось, что мы ночевали неподалеку города Ужице. И конечно же, до настоящего мотеля мы не доехали несколько сотен метров, как этого и следовало ожидать! Отсюда несколько перевалов и мы достигли города Приеполье. Здесь мы выпили утренний кофе, заправили полные баки топлива и... оказались на границе с Черногорией.

Поскольку Сербия и Черногория являются единой страной, настоящей границы между ними нет, только административная. Нет там таможни и пограничников, только полиция, которая хоть и проверяет паспорта, но никаких штампов туда не ставит. Нас только проверили по компьютеру, не числится ли чего за нами в этой стране. Первым черногорским городом на нашем пути было Биело Полье. Недалеко за ним мы повстречали и километров десять нас сопровождала река Тара в среднем своем течении. Об этой речке пойдет дальше, с ней у нас связано множество приятных воспоминаний, надеюсь, это не последняя наша встреча! Славная река.

Однако далее дорога пошла в гору и начался самый сложный этап, именно то место, которое мы с замиранием сердца ждали. И наше ожидание было вознаграждено в полной мере! Таких перевалов мы еще не видали в своей жизни. С замиранием сердца мы выглядывали в окно, где в нескольких сантиметрах от нас проносились гигантской глубины пропасти. Я страдаю страхом высоты, поэтому даже не рисковал глядеть в сторону, боясь потерять сознание, только крепче сжимал баранку. Но у меня даже и не было времени отвлекаться на дорогу, ведь она была с множеством поворотов, узкая, местами без ограждений. Наташа же ухватилась обоими руками за противоположные борта машины, будто бы стараясь удержать равновесие (можно подумать, машине от этого легче!) Кроме пропастей и поворотов нам житья не давали бесконечные тоннели и нескончаемые мосты. На этом участке тоннелей штук 30. Очень неприятно их проезжать в ясный солнечный день - влетаешь из яркого света в кромешную тьму этой норы и несколько секунд абсолютно ничего не видишь, пока глаза не адаптируются. А в тоннеле узко, он всегда делает поворот, навстречу мчатся камионы, а справа вместо обочины стена. И эти первые секунды только чудом не врезаешься либо в стену, либо во встречный грузовик! А чего стоят мосты! Длиннющие, S-образные, на огромной высоте. Сердце мое замирало, а спина покрывалась липким потом.

Дорога действительно была опасной, свидетельством чему были многочисленные венки на обочине и кладбище автомобилей на дне пропасти, которые оттуда и достать было невозможно. По всему видно, что не одна югославская душа горько поплатилась за то, что недооценила опасности дороги. Здесь отдельно надо остановиться на черногорских водителях и черногорских дорогах. Прежде всего об обгонах. Здесь такие дороги, что по нашим меркам сразу на въезде в страну надо поставить знак "Обгон запрещен". По крайней мере, если бы пустить сюда украинскую ГАИ, то так бы и было. А если бы черногорскую полицию попросить расставить знаки на Украине, то обгон бы не был запрещен абсолютно нигде. Вот такие у нас разные подходы. Оно и верно, если так относиться ко всему, то ездить по этим перевалам не было бы никакой возможности - все бы плелись в хвосте кокого-нибудь тихохода. Поэтому местные водители используют каждую возможность для обгона, порой только диву даешься, зачем на том или ином участке разрешили маневр для самоубийц. И местные на самом деле умудряются совершать удачный обгон - вылетают на встречную полосу на закрытом повороте и все им сходит с рук!

Самым серьезным перевалом является последний перед Подгорицей, фактически он пересекает всю гряду гор, отгораживающую материк от побережья. Этот перевал оказался довольно затяжным - не один десяток километров. Он тянулся вдоль другой знаменитой черногорской реки - Морача. На ее берегах расположена столица Черногории - город Подгорица, куда мы наконец спустились после бесконечных серпантинов. Столица расположена у подножия горы Горица, поэтому вполне естественным было назвать ее Под-горица. Однако такое название у города недавнее, раньше она именовалась Титоград, в честь коммунистического лидера Югославии - Иосифа Броз Тито, хотя "Подгорица" древнее. Черногорцы никак не успевают привыкнуть к переименованиям - множество дорожных указателей показывают расстояние к городу с несуществующим уже названием.

Сам город как исторический и архитектурный памятник интереса не представляет, хотя история его начинается с турецких построек. Однако во время Второй мировой войны был сильно разрушен, а в послевоенные годы был отстроен в невыразительном сталинском стиле. Поэтому мы без сожаления покидаем его и устремляемся дальше к морю. Нам осталось преодолеть последние 60 километров до Будвы, для этого надо подняться на последний перед побережьем перевал. По дороге проезжаем мимо бывшей столицы - Цетинье. В сам город не заезжаем, дорога проходит мимо, а мы спешим поскорее добраться к цели нашего путешествия.

Участок дороги от Подгорицы до Будвы активно реконструируется Европейским Союзом. Несмотря на сложность перевала, дорога широкая, 3-полосная, даже не знаю, как удалось отвоевать у гор такую ширину. С одной стороны отвесная скала, с которой сыплются камни, от которых спасает только сетка, натянутая на склоне, с другой - бездонная пропасть. Мышины летают на огромной скорости - значительно больше "сотни". Приходится не отставать, хотя очень стремно. Вся дорога сплошной поворот, затяжной, но большого радиуса, что позволяет преодолевать его не снижая скорости. Пугает только мысль - а вдруг за поворотом или упавший камень, или заглохшая машина. Видимость - метров 50, тогда уже ничего не успеешь на такой скорости! Но обошлось. Нас убили и поразили только прекрасные пейзажи вокруг. Вдали виднеются воды Скадарского озера, самого большого на Балканском полуострове, принадлежащем на треть Черногории и на две трети Албании. А с другой стороны дороги на самой высокой горе в округе Ловчен виднеется мавзолей самого значимого для Черногории правителя Петра Петровича Негоша. Это так сказать, экскурсия в двух словах. А наши автомобили продолжают свой нелегкий путь. И наконец после очередного из нескончаемых поворотов нашему взору предстает море! Неужели мы наконец прибыли? Но нет! Мы находимся на огромной высоте над этим морем, которое завораживает наш взор. Перед нашими глазами простирается вся Будванская ривьера. Даже виднеется небольшой островок у берега, в нем мы безошибочно узнаем Свети Стефан. Месяцы, проведенные в поиске информации в Интернете, не пропали даром!

И снова серпантины. Повороты-повороты, обрывы-обрывы. Тают последние силы. Хочется взлететь и спустится на побережье на крыльях. И мы действительно кружим, как орлы, спускаясь все ниже и ниже. И вот перед нами дорожный знак "Будва"! И еще один сюрприз - встречаем микроавтобус с земляками на киевских номерах. Это единственная украинская машина, встретившаяся нам в Черногории. "Мерседес" приветствует нас длинными гудками, а мы победно въезжаем в Будву. Мы прибыли!!!

1. Украина
2. Венгрия
3. Сербия
4. Черногория

© Web-design Александр Пацкан 2003г.

Hosted by uCoz